Когда я служил в армии на должности Заместителя командира роты по воспитательной работе, мой наставник – замполит батальона, говорил мне: "Запомни, лейтенант, солдат должен всегда работать. Всегда! Если он не в карауле, значит, должен драить свое оружие. Если оружие чисто, он должен мыть полы в подразделении. Если полы чистые, пусть идет подметать плац, чистить картошку или красить траву. Запомни, - говорил мне мой наставник. - Если солдат не работает, значит, он думает о доме, о маме, о своей девушке. А когда он начинает тосковать, ему в голову приходят всякие идиотские идеи. Поэтому солдат должен работать всегда!"
С этим мнением можно не соглашаться, но армейская практика показала: так и есть. Исследователи военной истории придерживаются того же мнения. К примеру, Шарль Монтескье в своем трактате "Размышления о причинах величия и падения римлян" еще в 1734 году написал: "После поражения римлян при Нуманции Сципион Эмилиан немедленно лишил солдат всего, что приводило их к изнеженности. Когда римские легионы прошли под игом в Hyмидии, Метелл исправил этот позор тем, что восстановил старую дисциплину. Чтобы победить кимвров и тевтонов, Марий начал с того, что отвел течение рек. Точно так же Сулла заставил солдат своей армии, устрашившихся войны против Митридата, работать так много, что солдаты потребовали повести их в бой, суливший конец их мучениям. Публий Мазика заставил своих солдат без всякой нужды строить флот. Опасались праздности больше, чем врагов".
Придя в бизнес, я столкнулся с похожей проблемой. Когда сотруднику нечем заняться, у него появляется время для размышлений на самые неожиданные темы. Например, как обойти систему корпоративной компьютерной безопасности, чтобы посидеть во "вконтакте"? Или выяснить, нет ли на рынке труда предложений работы с более высокой оплатой? И это лишь самые безобидные из идей. Кроме того, как справедливо заметил Монтескье, БЕЗДЕЛЬЕ ПОРОЖДАЕТ ПРАЗДНОСТЬ. А это уже система мировоззрения, если хотите. И для борьбы с ней нужно создавать антисистему, состоящую из правил, регламентов, штрафов и современных IT-технологий. Но очевидно: все это лишь борьба с последствиями, а надо бы устранять причину.
Чем же занять подчиненного сотрудника, если отправить его чистить картошку нет никакой возможности?
Четкие и понятные "правила игры".
Когда мой армейский начальник наставлял меня на путь истинный, он не упомянул одной очень важной детали: всегда найдутся те, кто не захочет мыть полы или красить траву. Важно с первых дней разъяснить подчиненным ваше место в их социуме и задекларировать правила взаимоотношений. Сделать это нужно спокойно и на доступном для них языке.
Давайте снова обратимся к Макиавелли, чтобы понять, о каких именно правилах идет речь: «Начальнику надлежит первым делом карать солдат и платить им жалованье; если нет жалованья, невозможна и кара. Наоборот, если ты ему платишь, но не наказываешь, солдат наглеет и перестает с тобой считаться; ты уже не можешь заставить себя уважать, а неуважение к начальнику ведет прямо к мятежам и раздорам, то есть к гибели войска».
Макиавелли говорит о наказании и поощрении, о кнуте и прянике. Ему вторит Генри Форд: «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».
Но зачем ограничивать себя кнутом и пряником, когда существует столько замечательных теорий мотивации, скажете вы. И это будет вполне резонное замечание, ведь все движется, времена меняются…
По этому поводу интересное мнение высказал Фрэнк Мак-Нейр в своей книге «Заставьте их работать»: «На сегодняшний день о мотивации написано столько же чепухи, сколько о любви и сексе». Я думаю, он не пытается примитизировать тему мотивации, нет! Он просто напоминает о том, что у вас есть риск запутаться или вообще утратить цель – построение эффективной управленческой коммуникации – в попытке подобрать наиболее подходящую мотивационную модель для своих людей.
Приведу пример.
Одна моя знакомая, директор по персоналу в крупной сельскохозяйственной компании, как-то сбросила мне презентацию тренинга «Мотивация персонала», который она сама разработала и намеревалась провести для руководящего состава своей компании. Она хотела, чтобы я дополнил материал еще какими-нибудь интересными методиками, если она вдруг что-то упустила. Презентация была очень убедительной, слайдов на 60. Я открыл ее и погрузился в чтение, усиленно вникая в терминологию и в ход мысли автора. Это был тяжелый труд, но ближе к концу я четко осознал, что мне следует встать на путь бодхисаттвы. Да! Я очень хотел начать спасать от страданий всех живых корпоративных существ, но при этом мне было совершенно непонятно, с чего же следует начать. Вы понимаете, о чем я?
Безусловно, есть масса интересных теорий и методик, связанных с мотивацией и стимулированием сотрудников. Но кнут и пряник – это основа отношений между Начальником и Подчиненным.
Чтобы предприятие эффективно работало, Руководителю необходимо:
1. поддерживать среди своих людей дисциплину;
2. поощрять у них инициативу и новаторство.
Для дисциплины – кнут, для новаторства – пряник. Добавьте сюда обучение и наставничество (хороший руководитель должен обучать и развивать своих людей), и вы получите замечательный фундамент для последующей надстройки из современных техник мотивации и стимулирования.
Задачи и цели в режиме highly hard.
Можно было бы процитировать классиков менеджмента, Майкла Мескона или, скажем, Питера Друкера. Однако тут и без экспертного мнения ясно: если вы не требуете от подчиненных выполнения конкретных цифровых показателей и не ограничиваете время для их достижения, они самостоятельно выберут для себя максимально щадящий режим. Скажу больше (и горе вам, если вы этого не знали!): без вашего вмешательства уровень инертности сотрудника будет расти безостановочно, до тех пор, пока в один прекрасный день вы не споткнетесь о его спящее посреди офиса тело.
Ставьте сложные задачи и устанавливайте жесткие критерии!
Вот что сказал по этому поводу Сунь-Цзы еще в VI век до н.э.: «Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, взобравшись на высоту, убрали лестницу. И воины, и прочие люди в таком положении напрягают все свои силы».
А вот что говорил Макиавелли немного позднее – в 16 веке нашей эры:
«Мы уже обсуждали, сколь полезно для человеческих поступков воздействие необходимости, и какой славы они достигают благодаря ей… Войско, возглавляемое Гаем Манилием (Гней Манлий – по Титу Ливию), сражалось с вейентами (этруски – по Т.Ливию), и часть последних проникла за ограждения римского лагеря; тогда Манилий повернулся против них с частью своих сил и перекрыл все выходы из лагеря, чтобы вейенты не могли спастись. Оказавшись в окружении, вейенты стали биться с таким остервенением, что в схватке погиб Манилий, а остальным его спутникам угрожал полный разгром, если бы один мудрый трибун не освободил для противника путь отступления. Отсюда явствует, что пока необходимость заставляла вейентов сражаться, они ожесточенно сопротивлялись, но когда перед ними открылся путь спасения, они стали думать скорее о бегстве, чем о сопротивлении…»
Источник: https://www.facebook.com/dirclub/posts/1195671803792353:0
|